Бонсаи
Послевоенная оккупация Японии открыла западному миру доселе малознакомую и очень экзотичную дальневосточную культуру. Десятки тысяч американцев и европейцев посещали Японию или жили там более или менее продолжительное время. Одни, выполнив свою задачу, возвращались домой, сохранив смутные воспоминании и некоторое количество сувениров, другие, очарованные своеобразием незнакомой страны, хотели глубже познакомиться с ее историей и культурой, понять этот народ, столь отличный от нас по своему внутреннему миру. Благодаря этим людям западный мир познакомился с самобытнейшим искусством и удивительными традициями далекого народа, живущего на островах, протянувшихся от холодного снежного Хоккайдо до тропического Ириомоте. А знакомиться было с чем. Западная цивилизация изначально развивалась, стараясь покорить природу, возобладать над ней, а цивилизации Юго-Восточной Азии встраивались в нее, стремились к гармонии. Более тонкое и глубокое понимание природы, единение с ней, позволили восточной культуре создать такие искусства, как бонсаи, бон-сэки (объемные каменные микрокомпозиции), бон-кэй (микроландшафт), икебана и многие другие.
Теккан (классический стиль) – одиночное дерево с мощным прямым
стволом и равномерно направленными в разные стороны ветвями и корнями.
Символизирует несгибаемую жизненную силу и гордое одиночество. |
Татики и Моеги (свободный вертикальный стиль) – то же самое, но
ствол несколько раз слегка изогнут, хотя его вершина находится прямо
над основанием. |
Сякан (наклонный стиль) – мощный прямой или почти прямой ствол
наклонен. Основная часть ветвей и корней направлена в одну сторону.
Символизирует сопротивление ветру. |
Кэнгай (каскад) – ствол резко наклонен вниз, его вершина ниже
основания ствола, ветви короткие, но очень толстые и густые.
Символизирует пластичность дерева на обрыве. |
Бундзинги (литературный стиль) – тонкий ствол, часто изогнутый и
наклоненный, несет несколько ветвей на вершине, ветви не толстые и не
густые. Символизирует возвышенность и воздушность. |
Нэагари (стиль дерева на ходулях) – дерево стоит на корнях, как
на ходулях. Символизирует крепкую связь с землей. |
Есэ-уэ (лесной стиль) – то же, что и Сожу, но рядом растущих
деревьев больше двух, но нечетное количество, и деревья разной высоты.
Деревья, расположенные сзади, гуще и посажены плотнее передних. |
В.В. Бедель